В ответ на: Ежели что, труд Коперника *Об обращении небесных сфер* был издан, когда его автора уже посетил Кондратий, а под папский запрет эта книга попала лет через 30 после издания. Система мира, *придуманная* Коперником была гелиоцентрической (по сравнению с геоцентрической птолемеевской системой Земля и Солнце поменялись местами, а звёздная сфера осталась на своём месте). Бруно же сожгли за учение о множественности миров: множественность Солнц и множественность Земель предполагает целые рощи распятий и легионы Понтиев Пилатов, умывающих руки. Такая картина мира не могла понравится сами знаете кому.
Отдельные люди утверждают, что Джордано Бруно сожгли не только за ''учение о множественности миров''. Ему было предъявлено несколько обвинений - церковных и светских (с формулировкой ''швейцарский шпион'').
По
другим материалам картина следующая:
Во-первых, у Джордано Бруно был очень скверный характер и он обладал замечательным талантом наживать себе врагов. (Не характер послужил причиной казни, но характер сыграл здесь немаловажную роль.) Бруно отличался не только крайней независимостью, но притом еще и резкостью суждений. Если его разум не воспринимал что-то, то он это решительно отметал, а спорящим с ним прямо заявлял, что они глупцы и недоумки. Именно благодаря в значительной степени своему характеру он был принужден покинуть (или его попросили покинуть) Сорбонну и Оксфорд (впоследствии, сводя счеты с тамошней профессурой, Бруно обозвал Оксфордский университет "вдовой здравого знания").
Во-вторых, Бруно, вдохновляясь идеями Коперника, пошел гораздо дальше последнего - стал пропагандировать идею о бесконечности Вселенной и о бесконечном множестве обитаемых миров - идея, кстати сказать, наукой не подтвержденная по сию пору, а если иметь в виду антропный принцип, то и сомнительная с точки зрения современной науки. (Некоторые современные исследователи полагают даже, что Бруно был последователем герметической традиции - вот, например, что написано в статье, подписанной доцентом МГУ, явно симпатизирующем, мягко говоря, эзотеризму-оккультизму: Пафосом герметизма проникнуты все интеллектуальные искания мыслителей Возрождения и Нового времени: Парацельса, Гассенди, Кеплера, Бэкона, Бойля и даже Ньютона. Так, научная революция Коперника была совершена в рамках религии космоса, ну и т.д. в типичном стиле сторонников "живой этики".)
Для средневековых схоластов утверждения Бруно о множественности обитаемых миров было вздором: как может быть бесконечное множестве миров, если Бог один, и Сын его один? А Бруно высмеивал этот аргумент, высказываясь уже не о строении физической Вселенной, а об ошибочности основ веры. Он, что называется, нарывался.
Когда в 19-м столетии стали известны материалы о суде на Джордано Бруно (считавшиеся ранее потерянными), то стало ясно, что Бруно судили не как мыслителя, а как беглого доминиканского монаха и отступника от веры, и на процессе речь шла не о научных и философских проблемах, не о бесконечности и вечности Вселенной, а о проблемах богословия и религии.
Современный исследователь истории науки Ю.Л.Менцин пишет в статье "Земной шовинизм и звездные миры Джордано Бруно" (Вопросы истории естествознания и техники, N1, 1994): Из материалов процесса по делу Бруно видно, что перед инквизицией предстал не мирный философ, а матерый враг церкви. Что же касается хода процесса, то скорее стоит удивляться терпению следователей и судей.
А.Ф.Лосев отмечает, что многое в учении Бруно было созвучно взглядам его предшественников и последователей: Николая Кузанского, Фичино, Коперника, Галилея, Кеплера и других, но инквизиция почему-то отправила на костер только Бруно. Почему так? Лосев полагает, что это произошло потому, что Бруно развивал очень последовательную версию пантеизма. Это мировоззрение, характерное для язычества (неоплатонизма), вновь вышло из тени в эпоху Возрождения (собственно, эпоха Возрождения и была эпохой возрождения языческого взгляда на мироздание). Хотя пантеизм Бруно и не бесспорен, несомненно верными остаются слова Лосева о том, что Бруно был "антихристианином и антицерковником в последней глубине своего духа и совести". Вот за это и пострадал.