Показать скрытый текстЗакат империй всегда печален. Самым типичным и при этом самым трогательным обстоятельством, сопутствующим закату является отчаянная слепота. Слепота безумных, истерически спорящих о том, каким путём скорее прибежать к пропасти. Впрочем, это неудивительно: когда дело доходит до экзистенциальных вопросов, мифологическое сознание берёт реванш у распоясавшегося интеллекта и погружает человека в миф. Миф – обезболивающий наркотик, которым история облегчает страдания обречённых. (Феномен Путина показывает, насколько мифологичным является современное массовое сознание). Поэтому, приступая к размышлениям о сегодняшней России, следует определиться с ключевым вопросом – хотим ли мы строить для себя комфортные мифы и пребывать в них до последнего момента, либо мы, всё-таки готовы понять и принять действительное положение дел. Первый путь – не для профессионала, хотя многие учёные мужи, вполне следующие принципам объективности в своих предметных областях, стыдливо съезжают на мифологическо-идеологические рельсы, когда речь заходит о «больных вопросах». Для обыденного сознания сказки о шестой расе, об астрологической благодати, о мессиях, скрывающихся в сибирской тайге и т.п. – вполне естественны и извинительны. На то оно и обыденное сознание. Оно везде одинаково. Такие же сказки сочиняются во многих, если не во всех странах, вытолкнутых или выталкиваемых на задворки истории. «Умом Папуа Новую Гвинею не понять!» – как сказал один московский остряк. Для обыденного сознания – миф, даже в сказочной форме служит не только описанием мира, но и защитой от него. Но способность к рефлексии в масштабах недоступных обыденному сознанию обязывает смотреть фактам в лицо и не подменять образ реальности идеологическими конструкциями.
Как известно, человеку свойственно заблуждаться. Особенно по поводу своей судьбы и перспектив её корректировки. Человек строит планы, проекты, варианты развития ситуации, исходя из роковой бессознательной предпосылки, что «ситуация с ним заодно» и, следовательно должна развиваться в наиболее благоприятном для него направлении. Не желая признавать, что ситуация может развиваться по своим собственным сценариям, которые в своей непреложной объективности могут весьма далеко уходить от желаемого и оптимального, человек начиная с магии слов и кончая практической деятельностью пытается навязать реальности свой идеальный вариант. И в результате, в качестве урока получает вариант наихудший.
Российский вариант такого рода заблуждений граничит с самоубийственным инфантелизмом. Об историко-культурных корнях российского прекраснодушия и прожектёрства, равно как и о психологических истоках упорного игнорирования объективной реальности – разговор особый и сугубо научный. Для начала надо просто протереть глаза.
Создаётся впечатление, что политики, публицисты, журналисты, деятели культуры и деятели всего остального в своих бесконечных спорах, выступлениях, дискуссиях, статьях и пр. стремятся не почувствовать объективные тенденции развития ситуации, в первую очередь в общеисторическом контексте, а стремятся во что б это ни стало доказать оппонентам, что их сценарий (проект, прожект) развития ситуации лучше, добрее, безболезненнее. Главное – убедить и договориться! Поражает какая-то безотчётно-первобытная вера в магическую силу добрых и правильных слов. (об удивительном отношении русского сознания к словам писал ещё академик Павлов). Найти бы только человека (мессию, пророка, шамана), который знает, куда идти России! (Кому-то кажется, что уже такой человек нашёлся, но это как всегда ненадолго).
И тогда под действием иррациональной воли, облечённой в добрые и правильные слова преобразуется низменная, неправильная реальность. В надежде на русский авось этот вопрос пока что задаётся наугад, кому попало, или точнее всем подряд. Что может быть более жалким, чем вид растерянных, дезорентированных людей, пытающихся во чтоб это ни стало сбиться в кучку вокруг мнения или чьей-то фигурки.
При этом где-то в уголке сознания, а точнее, подсознания, таится чувство эфемерности всех благих проектов и какая-то иррациональная готовность принять наихудший вариант как наказание за тупую необучаемость урокам истории.
Подсознание обмануть нельзя, зато сознание можно изнасиловать. Можно запретить анализировать и обсуждать не самые приятные, но более реалистичные варианты. Можно запретить о них думать (по крайней мере себе). Можно выстроить буфер из идеологических штампов, договориться и вывести из обращения страшные и неудобные слова и понятия. Можно проделать и другие табуативные процедуры на уровне слов. Можно, в конечном счёте, договориться с кем угодно на тему «да» и нет не говорить, белый и чёрный не выбирать» и т. д. Так синклит мандаринов от «духовности» и кукловодов от идеологии постановил ошельмовать и изъять из обращения опасные и неприятные слова.
Так над словом «буржуазность» (со всеми производными) продолжают как ни в чём ни бывало тяготеть замшелые марксистско-ленинские проклятья, но зато говорить о революции сочтено столь же неприличным как о верёвке в доме повешенного. Да, можно кастрировать общественную волю к социальному насилию на уровне слов. Но причины конфликтов от этого не устраняются. И ведь никто (из тех, кого слышат) пока не набрался мужества отстранённо, без искажающей внутренней заинтересованности задать вопрос в духе очень не русского по духу мыслителя – Аристотеля – каково действительное положение дел? И речь идёт не о какой-либо частной информации из области экономики или политики. С этим относительно просто: если нельзя передёрнуть, можно нужным образом истолковать и подогнать (как результаты переписи или выборов) под нужную картину. Если и это не получается – можно просто проигнорировать.
Речь идёт о положении дел в пространстве истории. И не в мифической соборно – метафизической и сказочно-героической, а в реальной, жестоко реальной и бескомпромиссной человеческой истории, где мировым империям иногда свойственно рассыпаться, а неадаптивным в новых условиях народам метрополии – платить по счетам. Речь идёт о реальном общеисторическом процессе, где нет путей, усыпанных розами, где правят не вера, надежда и любовь и даже не добро и красота, а совсем другие категории и законы. И это придётся признать даже такому постоянно этически озабоченному сознанию как русское. Иначе, как показывает всё тот же всемирно-исторический процесс, незнание законов истории не освобождает от ответственности. А если осмелиться заметить, что альтернативой развития в истории часто выступает только смерть, то надо признать, что дела обстоят, мягко говоря, неважно.
В России, извините за суконную фразу из учебника истории, не решены задачи буржуазно-демократической революции. Не буди лиха...! Попробуй кто-нибудь заикнись о революции, как о возможном выходе из тупика – разорвут. Бей экстремиста! Чтоб не портили нашу добрую сказку! (Экстремистом теперь считается уже тот, кто не хочеть давать взятки). Пожалуй, только национально-патриотическим идеологам позволено разглагольствовать о бунте (заметим, о бунте, а не о революции) прежде всего, потому что все и разглагольствующие и им внимающие если не понимают, то чувствуют всю сказочность и идеологическую ангажированность этих разглагольствований. Это не страшно.Здесь ничем серьёзным не пахнет.
А какова же реальность? Я не пророк и не провидец. Я не претендую на непререкаемую истину. Знаю только одно – моя точка зрения непредвзята и я, по крайней мере, чётко разделяю наиболее комфортный и благоприятный вариант развития
событий для себя, как для жителя России, и тот ход событий, который, не смотря ни на что, представляется мне объективным.
Итак, в России не решены задачи буржуазно-демократической революции. А поскольку сами эти задачи назрели со всей очевидностью ещё давным-давно, то очевидно что от решения этого вопроса не отвертеться. Напомню, что решение исторически назревших задач – это не вопрос желания или нежелания (назовите это хоть консенсусом или национальным согласием – неважно). Это вопрос выживания и адаптации в меняющемся общеисторическом контексте. И решают здесь не те, кого больше, а те, кто понял.
Далее, в реальной истории существует класс ситуаций, когда жизненно важные для всего общества проблемы могут быть решены только через социальный конфликт. И эти конфликты закономерно происходят независимо от того, нравится ли это самим участникам или нет. Конфликт и социальное насилие – тоже форма диалога. И притом – форма продуктивная, ибо в ряде случаев она является единственно возможной, есть мудрость в мире, но есть мудрость и в войне и ещё неизвестно, что, в конечном счёте, страшнее: война или отсутствие в обществе идей, за которые люди готовы воевать. Не всегда справедлив фольклорный трюизм о том, что худой мир лучше доброй драки. Худой мир часто является симптомом «тепловой смерти» общества, когда гангрена фатализма и апатии вернее всякой войны сводит народ в могилу путём мучительного гниения заживо.
Переход из одного исторического качества в другое всегда конфликтен. Тут надо ахать по поводу жертв – их всё равно не избежать, а благодарить историю за то, что она вообще предоставила обществу шанс совершить прорыв в новое качество. Здесь все идеологические ухищрения на тему достижения национального согласия тщетны и иллюзорны. И, слава богу, ибо лучше национальное несогласие, чем национально согласованное движение ко дну и маразм исторической стагнации, неизбежно завершающийся вымиранием. В ситуации качественного перехода консенсус по поводу базовых ценностей в обществе может быть достигнут тогда и только тогда, когда одна часть одна часть общества не только оказывается подавленой, но и смирилась со своим подавлением. (Как это произошло после Гражданской войны) Если речь идёт о позитивном историческом развитии, то подавленной оказывается реакционная (вот ещё одно «неприличное» словцо), т.е. исповедующая неадаптивные социальные установки, часть общества. Мирного разрешения такого рода конфликтов не бывает – слишком серьёзные интересы слишком большого числа людей при этом затрагиваются. Во всяком случае, история ни одного случая мирного решения не показывает. (Что касается «бархатных» революций в Восточной Европе, то степень их «бархатистости» определялась уровнем понимания прежних коммунистических элит своей исторической обречённости и, соответственно, градусом сопротивления. К тому же, практически везде в Восточной Европе антикоммунистическое движение имело также и национально-освободительную окраску, что по понятным причинам принципиально отличает их ситуацию от российской: русским никто коммунизм извне не навязывал).
Нашим прожектёрам опыт истории нипочём. Почему это, интересно, нельзя и в новую жизнь и без крови? Ведь мы же все этого так хотим! Ведь все же это понимают! Вот он – особый путь! Конфликт загнан вглубь и спущен вниз на клеточный уровень общества. Все грызутся, шипят и пинаются в хаотическом броуновском движении. Пусть акулы и пираньи периода первоначального накопления сражаются за жизненное пространство со старой феодально-совковой номенклатурой в боях местного значения. Нашли! Достигли консенсуса! Обманули историю! Увильнули! Главное, что наверху и по контуру у нас «стабильность», «согласие» и даже некая видимость реставрации имперских причиндалов. А если кипение и шипение этой гремучей смеси бардака и полицейщины не показывают по телевизору, то вроде как и всё в порядке. Авось пронесёт? Нет! Не пронесёт! Остаётся только удивляться, что история всё ещё медлит с наихудшим вариантом. Отчасти понятно – слишком большая страна. Но терпение истории, в отличие от терпения населения не беспредельно. И наихудший вариант в живописном букете версий уже вполне просматривается. Детали для истории несущественны.
Бесполезно обращаться к тем, кто не желает жертвовать частью ради целого. Это вполне правомерная позиция и надо признать, что она не лишена даже известного благородства и гуманизма. Но у неё есть один небольшой недостаток – она ведёт к смерти, ибо не способствует адаптации общества в современном мире. Говорить можно с теми, кто хочет, чтобы Россия выжила и осталась не на задворках, а хотя бы вблизи фронта мирового развития.
Одним из существенных признаков инфантильности общественного сознания является непонимание того, насколько настоящее и будущее того или иного народа определяется его прошлым. Бордрячки-технократы и выходящие из их рядов эксперты и политики свято убеждены в том, что в каждой исторической точке можно начать жизнь с чистого листа. Вот сейчас мы примем хороший закон, вот этого уберём, вот этого поставим (главное – честного!) и всё заработает. Волюнтаристы и прагматики, как правило, оптимисты. А те, кто видит глубже если не всегда пессимисты, то, как правило, скептики.
Итак, что же конкретно даёт повод для неосторожного пессимизма? Если исходить из того, что тела падают вниз, а Волга, как это не пошло, впадаёт, всё-таки, в Каспийское море, то становится очевидным, что наблюдения за универсально повторяющимися в истории явлениями позволяет делать вывод о наличии неких неотменяемых волей отдельных субъектов закономерностей. Одна из таких закономерностей заключается в том, что имперские народы исчезают вместе с самой империей, ибо имперский принцип выступает для такого народа стержневой формой культурной идентификации, в то время как другие формы (национальная, конфессиональная) носят подчинённый и не развитый характер. Когда пробивает последний час империи, сознание начинает метаться, цепляясь за недоразвитые формы самоидентификации, типа «русскости» или православия, но поезд, как говориться, уже ушёл. Всё в истории надо делать вовремя. Последнее прибежище осиротевшей души – мир догосударственных родовых ценностей. Но такая форма культурной идентификации не слишком способствует сохранению и развитию институтов урбанистического «большого общества», что в современных условиях делает её рецессивной и неадекватной мировому контексту.
Скрыть текст